Меню сайта
Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Психологическая помощь родителям/psikhol-pomoshh_roditeljam.docxМетодические рекомендации для родителей учащихся МКОУ
«Совхозная ООШ» по вопросам оказания психологической помощи в воспитании детей
в семье. Ребёнок
воспитывается в семье. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой
первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности,
умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю
жизнь. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его
поступки. Важна, прежде всего, семейная
атмосфера.
Воспитывает ребёнка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения
между её членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка,
окружающая ребёнка. Сознание
ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе,
своим действиям, словам, поведению, ко всему, в чём выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только
словами, но и самим делом. Если мальчик хотя бы раз видел, как его отец
бросился выручать женщину, к которой пристали пьяные хулиганы, как он встаёт со своего места, чтобы уступить
его тому, кто в нём больше нуждается, такой мальчик не нуждается в
наставлениях, в специальном преподавании правил хорошего тона - они совпадают с
его представлениями, нормами порядочности, с нормами мужского воспитания. Условие правильного семейного
воспитания — рационально организованный быт, режим жизни ребёнка в семье. Очень важно, какое место в режиме
дня школьника занимает организация труда. Распространённой ошибкой семейного
воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей,
недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию. Следующее условие правильного
воспитания ребёнка-любовь к нему родителей. Дети очень
чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская
любовь создаёт чувство защищённости душевного комфорта. При этом ребёнок
активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее
раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает
друзей. Любовь родителей предполагает участие ребёнка в жизни семьи. Ребёнок
очень рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальными он
должен заботиться о других так же, как они заботятся о нём. И родители, и дети
должны иметь в семье свою долю труда и свою долю отдыха. Неправильно, когда
родители ради своих удовольствий забывают о детях, точно также неправильно,
когда в семье только дети отдыхают, а на долю родителей выпадает труд. Многое
изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа,
учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву, берут на себя всю
домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать к
себе такого же отношения и в будущей семье. Прививать ребёнку трудовые навыки -
тяжёлый труд. Вначале надо показать, потом помочь, потом
проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, сдерживать себя,
проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. Важное условие успешного воспитания
в семье — авторитет родителей. Авторитет
родителей-это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к
родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам. В воспитании детей
младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности
детей в правоте родителей на стремлении подражать их действиям и поступкам.
Очень значительным в становлении авторитета является то, как относятся к
родителям окружающие люди – уважают, или осуждают их поведение. Дети гордятся,
если их родители пользуются общественным признанием. Дети всегда хотят видеть в
родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и
справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом дети
стремятся копировать своих родителей. Свои симпатии и антипатии, нормы и
правила поведения, отношение к событиям и явлениям повседневной жизни дети чаще
всего заимствуют у родителей или членов семьи. Законы воспитания ребёнка в семье. Закон 1..Закон единства требований
отца и матери, предъявляемых к ребёнку. Закон 2.3акон значимости похвалы для
ребёнка. Закон З.Закон трудового участия
каждого члена семьи в её жизни. Закон 4.3акон распределения в равной
мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Соблюдение
данных законов способствует правильному формированию личности ребёнка. И ещё один
очень важный вопрос, на который нужно обратить внимание. Наши дети взрослеют,
становятся умнее, и взрослым хочется, чтобы проблем в общении, во
взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.
Почему? Почему всё чаще возникают конфликты в семье между родителями и
ребёнком, почему появляется непонимание, обиды, возникают ссоры и чаще
звучит фраза «Трудный ребенок»? Что же может стать причинами
нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным
и порой неуправляемым? Причина
1.Борьба за внимание.
Непослушание-это возможность привлечь к себе внимание, необходимое для
эмоционального благополучия ребёнка. Причина
2.Борьба за самоутверждение. Ребёнок
объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых.
Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение-это возможность
приобретать собственный опыт пусть даже ошибочный. Причина
З.Желание отомстить за сравнение не в
его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрам, унижение членами
семьи друг друга; разводы и появление в доме нового члена семьи,
несправедливость и невыполнение обещания. Причина 4.Неверие в собственный успех,
обусловленное учебными неудачами, взаимоотношениями с одноклассниками и
учителями, низкой самооценкой. Для преодоления трудностей в поведении
детей, разрешения конфликта можно применять следующее: Предъявлять
требования и налагать запреты нужно в осознанном возрасте. Этому нужно учить
постепенно и терпеливо. Запреты и
требования должны быть гибкими, их не должно быть много. Запреты и требования
не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Они должны
быть едиными, разъясняться ребёнку, предъявляться спокойным и доброжелательным
тоном. С языка
некоторых родителей не сходят слова: «Что я сказал? Делай, что тебе говорят» и
так далее. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их
дело приказывать, а ребёнок должен только повиноваться. Но они забывают или не
думают о том, что свободная личность не
может быть сформирована в семейном рабстве. Убедить ребёнка, быть
доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его
подчиниться старшим. Насилие и принуждение в воспитании
приносят только вред. Внешне подчинившись
приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится
тем неприязненнее, чем более откровенно они навязывают своё мнение. Так в
отношения детей и родителей приходит отчуждение. Насилие и
принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится
неискренним, лживым, прячет лицо до определённого времени под маской, той,
которую он себе выбор, .привыкает кривить душой, перестаёт быть весёлым и
жизнерадостным, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со
сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать, что-нибудь не так. Главный метод воспитания - убеждение. Говорите со
своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения
ваших мыслей, будьте тактичными, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли
станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. В заключение
послушайте притчу о перевёрнутом камне. «Один странствующий искатель истины
увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом
перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если
не обращаешь внимания на то, что ты уже знаешь?» Эта притча
как нельзя лучше завершает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на
поверхности. Зачастую проблемы в
поведении наших детей, их трудности - в нас самих, в нашем диктате и
попустительстве, в нашей лжи, эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на
проблему глазами истины, и тогда «военные действия», которые иногда бывают в
семье между детьми и взрослыми, перестанут быть необходимыми, в семье воцарится
мир. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы
всё преодолеем».
Заповеди для родителей. Мы не до
конца знаем, что хорошо, а что плохо для будущего наших детей, поэтому будем
осторожнее в принятии решений, которые могут повлиять на жизненный путь
ребёнка.
5.
Помните, что повышая голос или поднимая руку на ребёнка, вы сокращаете
возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдалённом. 6.
Избегайте в общении с ребёнком выражений, которые вызывают у него неприятие. 7.
Не вымогайте обещаний. 8. Не потакайте
прихотям. 9. Относитесь к ребёнку как к личности. Анкета «Родители глазами детей». 1.К кому из
родителей ты чаще всего обращаешься за помощью? 2.Какие
качества личности ты больше всего ценишь в своих родителях? З.Как ты
помогаешь своим родителям? 4.Какие
традиции есть в вашей семье? 5.Что бы ты
пожелал своей семье? |
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|